Главная Продукция Реставрация Обратная связь В избранное Контакты
   
 
 
Навигация
Главная О Фирме Новости Продукция Услуги Обучение росписи Реставрация Фарфора Наши изделия дарят Как повесить тарелку? Контакты


Корпоративные подарки
 
Популярные
 
Архив
Январь 2017 (1)
Сентябрь 2016 (1)
Июнь 2016 (1)
Сентябрь 2015 (1)
Август 2015 (1)
Июль 2015 (1)
 
Календарь
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
 
Счётчики


Яндекс цитирования




 
» » Интересные факты о фарфоре
Статьи : Интересные факты о фарфоре
Добавил: Administrator 10 апреля 2008 просмотров: 16733

Интересные факты о фарфоре


Как утверждают историки, фарфоровая чашка с ручкой - та, которую мы ежедневно наполняем душистым чаем - появилась не столь уж давно. Произошло это поистине важное событие около 1730 г. в Вене, когда какой-то изобретательный и предприимчивый мастер фарфоровых дел придумал снабдить китайскую гайвань (пиалу) боковой ручкой, и эта конструкция стала более удобной для европейцев - ведь до этого в течение многих лет они пили кофе из металлических чашечек с ручкой, а воду, пиво или молоко - из кружек.

Распространение чайного напитка в Европе совпало с расцветом производства фарфора в целом и посуды для чаепития как одного из его направлений. Необходимость осваивать новый материал была обусловлена также и крайне высокой закупочной стоимостью чайников, чайниц и гайваней, привозимых вместе с чаем из Китая. Фарфоровая и фаянсовая посуда для чая производилась и употреблялась с XVIII в. и в России. Но фарфор и чай всегда составляли элитарный тандем, и даже с превращением чаепития в общенародную традицию во второй половине XIX в. качественный фарфор и высокосортный чай сохранили статус атрибутов роскоши и в своем сочетании представляли удовольствие для немногих. Выражаясь высокопарно, чашка чая, соединяя в себе произведение искусства и дар природы, предназначена для получения изысканного наслаждения. Другое дело, что понимание чаепития доступно всем. Многообразие производимой посуды и хорошо налаженная поставка разных сортов чая способствовали развитию среди широких слоев населения России этой благотворной привычки.

Первая наша фаянсовая фабрика была открыта в 1724 г. в Москве близ Алексеевской улицы купцом Афанасием Кирилловичем Гребенщиковым, получившим надлежащие привилегии от Мануфактур-коллегии. Позднее этот решительный человек многое делал и для налаживания производства отечественного фарфора, поскольку был знатоком пригодных для него гжельских глин. Вряд ли Гребенщиков начал производство с предметов для чаепития, поскольку потребность в прочей столовой посуде была гораздо больше. Но вот когда его сын Иван открыл секрет фарфора, то первым показательным изделием стала чашка, украшенная синими травками. К сожалению Гребенщиковым не разрешили производить фарфор, поскольку в это же время шла активная работа по созданию завода в столице, и конкуренты были не нужны. Так первый в России и всего третий по счету в Европе фарфоровый завод был основан в Санкт-Петербурге в 1744 г. По европейской традиции, как все предприятия, обслуживавшие монарха и двор, он получил звание Императорского. Гениальным подвижником этого начинания суждено было стать ученому-химику Дмитрию Ивановичу Виноградову. Он экспериментальным путем добился высококачественного состава фарфоровой массы, выдерживающей обжиг.

Особую белую глину привозили из Сибири, из-под Челябинска. Через десять лет Императорский фарфоровый завод успешно соперничал в России с изделиями Мейссенской королевской мануфактуры. Но потребность в фарфоре и мода на него росли, а Императорский завод не поставлял свою продукцию на продажу, и поэтому закономерным стало открытие в середине 60-х годов XVIII в. под Москвой, в Вербилках, частного завода английского купца Франца Гарднера. Сам Гарднер был лесопромышленником, а не специалистом в керамическом деле, и технологической частью у него, предположительно, занимался кто-то из наших местных мастеров, скорее всего - один из потомков Афанасия Гребенщикова. Среди исследователей есть даже мнение, что Гарднер смог приписать лично себе всю организацию производства и присвоить звание "первопроходца" не вполне заслуженно, воспользовавшись своим привилегированным положением в России. Как бы там ни было, но через пятнадцать лет после открытия завода его фарфор мало уступал по качеству иностранному. За эталон в Европе и в России принимали саксонский фарфор, и предприимчивый Гарднер без страха и стеснения подделывал на своих вещах марку Мейссенской мануфактуры - скрещенные мечи.

В Москве в торговых рядах им была открыта лавка, где продавались расписанные шиповником и незабудками чашки, блюдца, тарелки, блюда, а также мелкая скульптура ("куклы", как тогда ее называли). Надо сказать, что роспись букетами и отдельными крупными цветами с преобладанием темно-розового и бордового вскоре и надолго стала отличительным фирменным признаком гарднеровской посуды. Основная часть продукции была изначально рассчитана на широкого покупателя, но изготавливали на фабрике и специальные дорогие заказы. Например такие, как чайный сервиз с фамильным гербом для московского губернатора графа З. Г. Чернышева. Слава лучшего частного предприятия утвердилась за фабрикой Гарднера после удачного выполнения в 1778-1784 гг. заказа самой Екатерины II на четыре особенных Орденских сервиза с соответстующим декором - изображением Георгия Победоносца, Андрея первозванного, Александра Невского и Святого Владимира. И все же до конца XVIII столетия в России пользовались металлической посудой.

В домах знати она была серебряной и, да-да, золотой! В конце 80-х годов П.Б. Шереметев устроил в Кусково пышный прием в честь Екатерины II, и стол был сервирован только золотыми предметами. В этом была, бесспорно, подавляющая роскошь, тогда как фарфор отвечал более утонченному вкусу просвещенных слоев общества. И мы можем предположить, что граф выглядел консервативным и чуть старомодным в своем предпочтении золота. Но еще какое-то время в отношении к фарфору чувствовалось некоторое сомнение. Неслучайно первые фарфоровые чайные сервизы рубежа XVIII-XIX вв. сплошь золотили, имитируя богатство золотой посуды. Благородная белизна материала не сразу стада пониматься как нечто самодостаточное и ценное. Само собой, простые люди пользовались оловянной и майоликовой (глиняной, покрытой глазурью и красками) утварью, а "с фарфоров не едали". К первой четверти XIX в. стараниями отечественных производителей фарфора тонкостенная и звонкая посуда перестала быть редкостью в богатых домах, вполне утвердилась на парадном и повседневном столе, а изменения моды касались теперь формы и росписи.
Чайные сервизы стали естественной частью интерьера женского кабинета, обозначая гостеприимство и домашнее общение. Милая суета подготовки чаепития, все эти нарядно расписанные чайники, сахарницы, звон серебряных ложечек о чашки и неспешная беседа стали чем-то вроде игры, любимого развлечения. И теперь в свете за чудаков считали тех, кто не придерживался принятого чайного этикета. Одним из таких оригиналов был, кстати сказать, Василий Григорьевич Костенецкий, более известный тем, что в войну 1812 года принял на себя командование артиллерией после гибели Кутайсова. Так вот, по утверждению В. Пыляева, он предпочитал и дома обходиться вообще без чайника и чашки, а заваривал крепкий чай прямо в стакан, пил его без сахара, а допив, жевал чайные листья. Ну что ж, исключение подтверждает правило. Получалось, что фарфоровая посуда исполняла в жизни несколько важных ролей: из нее с комфортом ели и пили, ею украшали жилое пространство, ее коллекционировали как предмет искусства и, наконец, с ее помощью общались и даже передавали личные сообщения! Ведь кроме используемой в быту посуды существовал круг предметов, даримых со смыслом, на память, и бережно хранимых. Как правило, это чашки с блюдцами с жанровой росписью, пейзажем или цветочной символической композицией.
Но главное - надпись золотом, заказанная дарителем в специальной мастерской. Позволим себе прочесть некоторые из этих нежных признаний, хранящихся на фарфоре вот уже двести лет:
"Ни место дальности ни время долготою не может разлучить сердец наших с тобою".
"Каво сим подарить, спросил я себя. А сердце мое назначило тебя".
"В разлуке сердце стонет".

Последнее признание было зашифровано в форме ребуса на сахарнице. Чашки и сахарницы - их будут касаться руки любимых, это сосуды-вместилища тайных чувств. А блюдца издавна связывали с зеркалом, то есть отражением. Тонкий фарфор заключал в себе намек на хрупкость человеческих чувств, отношений, памяти: "Не разбей, чтоб помнить". Итак, если первая половина XIX в. прошла в Москве "под маркой" фарфора Гарднера, то вторая его половина связана уже с другим именем. Целая эпоха в повседневной жизни москвичей связана с кузнецовским фарфором, без которого не обходился ни один трактир, ни одна чайная и, конечно, ни одно застолье в доме. Фарфор в это время уже "пошел в народ", и такое распространение изделий фабрик Кузнецовых объясняется прежде всего их особой демократичностью. Наряду с элитарными высокохудожественными вещами производились массовые - доступные и популярные. По преданию, родоначальником фамильного дела стал Яков Васильевич - старообрядец, владелец кузни и постоялого двора с торговым заведением на дороге между деревнями Речица и Новохаритоново. скачать dle 10.3фильмы онлайн hd
 
Назад Вперед
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Космические ритмы
  • Фарфоровое панно по сюжету картины И. Грабаря "Иней"
  • Фарфор в России
  • История фарфора
  • Виды фарфора


  • Комментарии (2)   Напечатать
     
    1 написал: Majorizka
    29 декабря 2008 17:02 ICQ: {icq}




    Группа: Посетители
    Регистрация: 29.12.2008
    Спасибо, доволен, что вас нашел.

    Публикаций: 0 Комментариев: 1    
     
    2 написал: Mr.Andressoon
    19 января 2009 15:34 ICQ: {icq}




    Группа: Посетители
    Регистрация: 26.12.2008
    Благодарю! Супер! Ууе не в первых раз захожу на ваш сайт

    Публикаций: 0 Комментариев: 2    
     
     
     
    Интересные статьи
    » История фарфора
    » Виды фарфора
    » Фарфор в России
    » Интересные факты
     
    Избранное
     
    Новинки
     
    Облако тегов
    Авторская роспись, Авторская серия, Авторская скульптура, авторский стиль, Бабочки, декор, Декоративная ваза, декоративная композиция, Декоративные тарелки, золотое кольцо, интерьерный фарфор, Искусство, корпоративная сувенирная тарелка, корпоративный подарок, красивый, красивый подарок, красота, лучший подарок, Любителям футбола, Москва, набор, панно, патриот, патриотический фарфор, подарок, подарок фанатам, подводная лодка, популярный стиль, символ победы, Столица, сувенир, сувенирная тарелка, тарелка, фарфор, фарфоровая скульптура, фарфоровая тарелка, фарфоровый пласт, фарфоровый сувенир, футбольный сувенир, Штоф

    Показать все теги
     
    Опрос
    Самая удачная сувенирная тарелка?

     
     
     
    Сувенирные тарелки о Москве | Любителям спорта | Патриотический фарфор | Декоративные тарелки | Корпоративные подарки | Интерьерный фарфор
    Copyright © 2003-2017 by ЗАО НПО "Металл" & www.farfor.misis.ru